дер. Ивойлово Воскресенская церковь

Село Ивойлово на речке Груде принадлежало боярину Лаврентию Дмитриевичу Салтыкову († 1660) и было продано атаману Василию Артемьеву сыну Ломоносову и Афанасию Ивановичу Векову.

Село Ивойлово на речке Груде принадлежало боярину Лаврентию Дмитриевичу Салтыкову († 1660) и было продано атаману Василию Артемьеву сыну Ломоносову и Афанасию Ивановичу Векову.

В 1625 г. в селе уже была церковь Николая Чудотворца с приделами святого Даниила Столпника и Дмитрия Солунского. В писцовых книгах того времени указано: "церковь стоит без пения", то есть за отсутствием священника богослужения не проводились. Село принадлежало Спасо-Яковлевскому монастырю, который в 1651 г. передал его во временное владение князю Пронскому с условием построить здесь церковь, поселить крестьян и расчистить землю (вероятно, село запустело после войны с Польшей в 1634 г. ) Новая деревянная церковь была построена 1678 г. В 1699 г. селом владели князь Иван Петрович Пронский и Александр Иванович Львов. Возможно было обновление деревянного храма в 1781 г. как следует из дела о постройке каменной церкви (см. далее). Ныне существующий каменный храм построен в 1874 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина.

В деле о строительстве в селе Ивойлове Рузского уезда новой каменной церкви читаем: В январе 1854 г. было подано прошение причта и прихожан церкви Воскресенской села Ивойлова митрополиту Филарету о том, что: "В селе Ивойлове церковь деревянного здания однопрестольная во имя Воскресения Христова, хотя и крепка, но невместительна. Посему прихожане желают строить каменную в то же имя Воскресения Христова с приделами Божия Матери Живоносного источника и Пророка Божия Илии".

Однако согласно клировым ведомостям за1916 г. церковь "построена в 1860 г. тщанием прихожан. Каменная, крытая железом с такой же колокольней. Престолов три: в память обновления храма Воскресения Христова, во имя Божия Матери Живоносного Источника, во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца." В приходе были деревни: Щелканово, Шилово, Веино, Пупки, Немирово, Самошкино, сельцо Притыкино. В архиве сохранилось письмо Московской палаты государственных имуществ в Московскую духовную консисторию от 28 января 1854 г. в нем говорится, что для постройки новой каменной церкви, для сохранения ныне существующей деревянной, крестьяне села Ивойлова, не желая построить церковь в отдаленном от селения месте, предположили предоставить под постройку принадлежащую им землю…".

Строительство новой церкви намечалось по плану, составленному архитектором Бурениным. При деревянной церкви издавна имелось кладбище, которое было переведено на полуверстное расстояние от церкви.

В грамоте, выданной митрополитом московским Филаретом 28 апреля 1855 г. читаем: "...благословили мы Рузского уезда села Ивойлова священно-церковнослужителям и прихожанам построить новую каменную церковь в прежнее наименование с двумя приделами...". В грамоте отмечено, что престолы и жертвенники должны быть указанной меры: вышиною одного аршина 6 вершков, а длинною и шириною сообразно с потребностями и пространством алтарей.

18 февраля 1918 г. члены приходского совета при Воскресенской церкви с. Ивойлово, собравшись по приглашению настоятеля о. Николая Скворцова на чрезвычайное собрание, обсуждали вопросы: 1) об отношении большевистского правительства к Церкви и вере православной, 2) о преподавании Закона Божьего в школах, 3) о церковном имуществе. Собрание приняло следующую резолюцию: "Хотя правительство народных комиссаров своим декретом отделило Церковь от государства вопреки воле народа, все верующие села Ивойлово себя от Церкви православной не отделяют и по-прежнему считают себя её верными чадами, защищать православную веру и Церковь должны и обязаны все граждане, желающие вечного спасения себе и ближним. Члены приходского совета, руководствуясь наказом всех прихожан, постановили: а) чтобы во всех школах прихода (Ивойловской, Шиловской и Немировской волостей) изучение и преподавание детям Закона Божьего велось по-прежнему и было предметом обязательным, б) что церковное имущество местной церкви, как достояние прихода, никто отобрать или конфисковать не имеет права и что священник при попытках насильственного захвата оного должен немедленно дать об этом знать всему приходу набатным звоном, чтобы все верующие немедленно собрались защищать от ограбления своё церковно-приходское имущество".

В советское время церковь была закрыта и разрушена. В настоящее время в связи с отсутствием средств восстановительные работы не проводятся.