дер. Костино Крестовоздвиженский храм

Храм Воздвижения Креста Господня в деревне Костино был возведен в 1853 году тайным советником и обер-гофмейстером Алексеем Фёдоровичем Львовым. Первоначально построен в честь Праведной Елисаветы. 

Храм  Воздвижения Креста Господня в сельце Костине или храм праведной Елизаветы

Храм Воздвижения Креста Господня в деревне Костино был возведен в 1853 году тайным советником и обер-гофмейстером Алексеем Фёдоровичем Львовым. Первоначально построен в честь Праведной Елисаветы. До последнего времени единственным источником по истории храма была запись над западным порталом внутри храма: «Во имя Св. прав. Елисаветы построен храм сей иждивением действительного Статс. Совет. Алексия Фёдоровича Львова в царствование императора Николая I при Митрополите Филарете в «1853» году от Рождества Христова. Восстановлен храм сей и украшен стенною живописью иждивением потомственной почётной гражданки Дарьи Диадикеевны Тихоновой в царствование императора Николая II при Митрополите Владимире в 1902 году от Рождества Христова».

Уже сам факт строительства храма прославившей Отечество личностью заслуживает к нему внимания. Алексей Фёдорович Львов — потомок старого дворянского рода. Его отец был статс-секретарем Государственного совета и одновременно директором Придворной певческой капеллы. А.Ф. Львов вошёл в историю прежде всего тем, что в ноябре 1833 года по поручению императора Николая I написал музыку на слова поэта В.А. Жуковского, ставшую национальным гимном — «Боже, Царя храни!». Сменив отца он в течение 24-х лет возглавлял Придворную певческую капеллу (1837-1861 гг.), довёл её до совершенства и сам был выдающимся виртуозом-скрипачом, композитором и автором нескольких опер и многочисленных произведений для церковного пения. Львов является основателем Симфонического общества, пропагандировавшего западноевропейскую классику. Биография на сайте храма>>>

Сложность в восстановления истории храма состоит в том, что в архивных источниках он как самостоятельный храм, построенный в сельце Костине не обнаруживается.  Загадка разрешилась  благодаря  устному свидетельству, что в начале XX столетия церковь была приписана к храму села Кожине Обратившись к документам, связанным с селом Кожиным, удалось выяснить, что сам каменный храм Обновления Храма Воскресения Христова села Кожина Рузского уезда был построен только в 1842 году, тщанием действительного статского советника Михаила Ивановича Микулина. Просматривая более поздние клировые ведомости удалось установить, что уже в 1864 году «к сей церкви есть приписная домовая церковь во имя Праведные Елизаветы в селе Костино в имении Львова.

1. Построена тщанием тайного советника Алексея Фёдоровича Львова в 1853 году.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею.
3. Престолов в ней 1 — во имя праведные Елизаветы.
4. Утварью достаточна.
5. Причта при сей церкви не положено.
6. Земли при сей церкви не имеется.
7. На  содержании  священноцерковнослужителей  получается  от Г. Львова тридцать рублей серебром в год.
8. Опись церковному имуществу составлена в 1855 году» ( РГИА, ф. 592, оп. 1, д. 953, л. 37 об.-38 об.).

Вероятно, службу в храме в это время (с 1855 г.) справлял священник кожинской церкви Василий Андреевич Чертков.

Приписной церковь в сельце Костине оставалась и в последующее время. В Клировых ведомостях за 1902 год записано, что «к сей (с. Кожина) церкви есть приписная — домовая церковь во имя Праведныя Елизаветы в сельце Костине в имении потомственного почётного гражданина Стефана Иванова Тихонова, которая от приходской церкви отстоит в 3-х верстах; каменная с таковою же колокольнею, прочна крыта железом; устроена в 1853 году тщанием действительного Советника Алексея Фёдоровича Львова. Престолов в ней 1 во имя Праведной Елизаветы. Утварью достаточна. Богослужение в оной церкви совершается причтом села Кожина. Земли при ней нет» (ЦИАМ, ф. 1371. оп. 1.д. 1,л. 47 об-48.). Священником при ней с 1884 года состоял Михаил Аркадьевич Архангельский. Всего в приходе было 173 двора с 975 жителями. При этом в селе Костине числилось 23 двора и 123 жителя.

Существует также предание, что А.Ф. Львов построил эту церковь для тяжело больной дочери. В таком случае можно предположить, что церковь посвящена её небесному ангелу — Праведной Елизавете.

Об архитекторе, которому состоятельный заказчик А.Ф. Львов поручил строительство небольшой, напоминающей капеллу церкви, неизвестно. Но сам храм в основе своей традиционен и сочетает связанный в один корпус храм, полукруглый алтарь и с запада небольшую колокольню над притвором. Как домашняя церковь, она компактна и лишена трапезной. Во время создания храма в архитектуре господствовала эклектика с различным сочетанием стилистических форм. В данном случае определяющей стилизаторской тенденцией стало древнерусское барокко конца XVII -начала XVIII веков. Заключается это не в объёмно-пространственной композиции храма, достаточно редкой и камерной, а в фасадном убранстве — оконных наличниках с колонками и разорванными фронтонами , спаренных плоских пилястрах, в килевидных кокошниках колокольни, широком, несколько суховатом карнизе. Новый барочный декор не копируют древние формы, а по своему переосмысливает их, что видно в пропорциональном строе, в сдвоенности некоторых окон, уплощённом виде порталов и проч. Единственная небольшая глава располагалась над широкой подпружной аркой между храмом и алтарём. Если бы не колокольня и алтарь, то храм больше напоминал бы часовню.

Внутреннее пространство почти отгорожено от алтаря только подпружной аркой и перекрывается цилиндрическим сводом. Алтарь перекрыт конхой. На уровне пяты свода сохранились фрагменты штукатурного тянутого карниза. Внутри храма сохранились также фрагменты штукатурных наличников вокруг окон.    По бокам входа внутри храма сохранились кирпичные полуколонны со штукатурными капителями. Высота солеи в одну ступень. В алтаре сохранились незначительные фрагменты росписи стен 1902 года. Штукатурка фасадов почти полностью обита. Иконостас не сохранился.

До 1937 года в храме совершались праздничные и воскресные богослужения. После закрытия храма в нем располагался склад, затем клуб. В годы Великой Отечественной войны местные жители укрывались в храме во время обстрелов и бомбёжек.

В 2003 году храм начал возрождаться. В настоящее время служба совершается регулярно. Храм стоит на краю посёлка, рядом находится новое кладбище.

Текст с сайта храма