с. Аннино Знаменская церковь

Возникновение села уходит в глубь истории, к периоду начала усиления Московского государства в ХII - ХIII веках большую роль играл водный торговый путь "из варяг в греки, пролегавший по рекам: Волге - Шоше, Ламе, Ламскому Волоху - Волошне - Рузе - Москве - Оке земли Владимирские и Рязанские.

Возникновение села уходит в глубь истории, к периоду начала усиления Московского государства в ХII - ХIII веках большую роль играл водный торговый путь "из варяг в греки, пролегавший по рекам: Волге - Шоше, Ламе, Ламскому Волоху - Волошне - Рузе - Москве - Оке земли Владимирские и Рязанские. Другая ветвь этого торгового пути шла от Волока Ламского по рекам Гряде, Озерне. Переволочне в озёра Тростенское и Глубокое Малую Истру, реку Москву. Важным торговым путем пытались овладеть Новгород, Тверское, Владимиро-Суздальское и Литовское княжества. В ХIII - ХVI веках проходила упорная борьба Московских великих князей с претендентами за обладание Московским престолом. Таковым являлся Тверской князь Михаил Александрович, на стороне которого выступал великий Литовский князь Ольгерд. зять Тверского князя. Объединенные силы Тверского и Литовского князей несколько раз вторгались в пределы Московского княжества, но взять Москву им не удавалось.

Граница с Литовским княжеством, захватившим Смоленск, проходила в то время за Можайском. Экспансии Литовского княжества на восток мешало крепнущее Московское государство. Великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович (1345-1377) и Тверской князь Михаил Александрович, породнившись между собой, в 1368 году заключили военный союз, направленный против Московского государства.

В ноябре 1368 года огромная рать Ольгерда с сыновьями, его братом Кейстутом, молодым князем Витовтом Кейстутовичем, другими литовскими князьями и полками Смоленскими с полками тверского князя Михаила Александровича внезапно вторглись в пределы Московского государства. Они разорили, сожгли, ограбили и опустошили весь западный рубеж московского княжества, включая земли Рузской округи и все Звенигородское княжество. Великий князь Дмитрий Иванович Московский и Владимирский, ввиду внезапности нападения не сумел собрать большого войска и выслал на встречу соединенным силам Литвы и Твери, только сторожевой полк из москвичей, коломенцев, и дмитровцев под командованием великокняжеского воеводы Дмитрия Минина и воеводы, двоюродного брата Владимира Андреевича - Акинфа Федоровича Шубы. 21 ноября 1368 года Московский сторожевой полк на речке Тростне в 20 километрах от Рузы встретился с литовской и тверской ратью. В битве у Тростенского озера московские полки потерпели поражение. (близ Тростенского озера ударил всеми силами на Воеводу Минина. Многие наши князья, бояре легли на месте и полки московские были истреблены совершенно. (Н.М. Карамзин "История государства Российского")

Здесь погибли все князья, бояре, воеводы и большинство воином. С тех пор место битвы с литовцами и Тверитянами стало называться "Побоищем". До XIX века здесь была деревня с одноименным названием, сожженная французами в 1812 году.

Разгромив московский сторожевой полк, Ольгерд устремился с полками к Москве. Он сжег московский посад, простояв три дня у стен Московского белокаменного кремля и не решившись штурмовать недавно построенный князем Дмитрием твердыни, отступил. Покидая пределы московского государства, Ольгерд опустошил окрестности. Литовцы взяли много пленных, угнали скот, а потом по пути довершили опустошение селений Рузской округи.

Еще два раза Ольгерд водил полки на Москву и безуспешно осаждал ее. В третий поход Ольгерд не дошел до Москвы и заключил мир с Дмитрием Ивановичем. При этом князю Московскому удалось принудить Тверь признать власть Москвы и отказаться от союза с Литвой.

Русские воины, погибшие в этой сече, были захоронены на высоком берегу реки Переволочня в нынешнем селе Аннино (Вельяминово, Знаменское) у Храма Знамения Пресвятой Богородицы. Кем и когда построен храм, история умалчивает, как впрочем, неизвестно точное происхождение названия села Аннино, которое имеет несколько версий. По преданию две жены Иоанна Грозного именовались Аннами (Котловская и Васильчикова) и обе, в разное время были сосланы в монастыри (С.М. Соловьев "История древней Руси"). Возможно, что одна из них и была сослана сюда в глухое и отдаленное от Москвы место, принадлежавшее Московскому князю (Иоанну Грозному) и по имени ее названо село. Знаменским это село могло быть названо по месту возведения храма Знамения Пресвятой Богородицы (Знамения Божией Матери). Происхождение название села Вельяминово вероятнее всего может основываться на принадлежности владельцу - последнему Московскому Тысячскому, Василию Васильевичу Вельяминову, умершему схимником (Н.М. Карамзин "История государства Российского").

В более позднее время, согласно писцовым книгам (№№ 133, 134 за 1625-26 гг. книги №845 стр. 49 Московского Архива Министерства Юстиции), село Знаменское (Аннино) на речке Переволочне некогда принадлежало Ивану Елизарову Циплетеву под названием Вельяминово. Оно "…находилось Рузского уезда Замошской волости в вотчине за Богданом да за Иваном Постниковым детьми Бельского, а в селе церковь Знамения Пресвятыя Богородицы стоит без пения, ветха развалилась".

По приходным окладным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1656 год под Рузской десятиной значился: "По книгам Рузския десятины старосты поповского Предтечинскаго попа Трофима прибыла вновь в нынешнем 1656 года церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в вотчине боярина Ильи Даниловича Милославского в селе Знаменском (Аннино) дани 2 алтына, десятильничих гривна. Село Знаменское, что было Аннино, написано по переписным книгам №186 за 1678 год за боярином Иваном Михайловичем Милославским, племянником Ильи Данилова Милославского" (Патриаршие приходные книги: Кн. №39, стр. 340 и кн. №11457, стр. 32) В приходских книгах Патриаршего Приказа значиться: "… церковь Знамения Пресвятыя Богородицы писалась в Рузской десятине в вотчине боярина Ивана Михайловича Милославского, в селе Знаменском, Аннино тож, с 1678 по 1740 гг. имело древнее Евангелие, печатанное при царе Михаиле Федоровиче в 1624 году и сосуды старинные" (Патр. Кн. №252, стр. 569 и Кн. № 418).

Из других источников можно найти следующие сведения, что каменная шатровая церковь иконы Божией Матери «Знамение» построена по прошению боярина М.Б. Милославского, активного участника событий первых лет царствования царей Иоанна и Петра Алексеевичей. До конца сооружение храма довёл его наследник И.М. Милославский в 1690 г.

После Боярина Ивана Михайловича Милославского селом Аннино владели:

  В 1689 году боярин Матвей Богданович Милославский и жена Иммертинского царевича Александра Агриловича - Феодосия Ивановна. Владельцами села Знаменского (Аннино) в последствии были: жена Алексея Алексеевича Милославского (1734 год) - Екатерина Гавриловна по разделу 1741 г. С дочерью Натальею, по мужу Воейковой. В 1746 году оно было продано содержателю шелковой фабрики Михаилу Савину, а в 1770 г. куплено Петром Борисовичем Белавиным у Александра Михайловича Савина.

Вот что пишет о церкви церковь Знамения Пресвятой Богородицы профессор Зограф в своем "очерки природы Рузского уезда" №1 журнала "Естествознание и География" за 1901 год: "Очень интересно в этом отношении судьба села Аннино, имеющего теперь небогатое население и небогатый приход, тогда как прежде, еще во время царствования Михаила Федоровича Романова, священник этого села хлопотал перед Московским патриархом о перестройке каменной церкви, которая приходит в ветхость; как известно, в старые времена каменные храмы строились даже не всюду в городах, и если в царствование Михаила Федоровича каменная церковь обветшала, то была построена гораздо ранее; и, действительно, в шатровом куполе этого храма, есть черты, общие с древним храмом села Коломенского, построенном при великом князе Василии, отце Ивана Грозного. Колокольня построена уже, по словам священника, отцом Марии Ильиничны Милославской…"

"В 70-е годы в селе Аннино, принадлежавшем генералу А.Н. Хераскову, брату знаменитого литератора, был построен усадебный дом - большое двухэтажное здание в стиле раннего русского классицизма и разбит живописный парк с редкими деревьями. Вместе со Знаменской церковью образовался архитектурно-художественный ансамбль."

В приходе были деревни: Стрыгино, Фомкино, Петряниха, Барынино, Ваюхино, Вишенки, Петрово.

В настоящее время в усадьбе располагается дом отдыха федеративного государственного унитарного предприятия "Российской самолетостроительной корпорации МиГ".

В селе Аннино в семье участника Отечественной войны 1812 года, отставного подполковника И. Ф. Воейкова родился и вырос основоположник русской климатологии, известный ученый и путешественник, автор многих классических сочинений по географии, ученый с мировым именем Александр Иванович Воейков (1842-1916).

В 1781 г. вместо предполагаемой звонницы с западной стороны были пристроены колокольня.

В 1914 г. по проекту архитектора  С.М. Ильинского была расширена и увеличена в длину трапезная и выстроен западный притвор.

После большевистского переворота 1917 года жизнь на приходе не замирала, и богослужение продолжалось вплоть до 1937 года. 

В 1937 г. Храм был закрыт.

Богослужение вновь было возобновлено в 1997 году.

Трестом «Мособлстройреставрация» был выполнен проект реставрации, проект восстановления перекрытий приделов. Также были выполнены комплексные инженерные исследования.

 Памятник представляет исключительный историко-художественный интерес в связи обращением к архаичной для конца XVII в. Форме завершения храмового объёма шаром.

Основой существующей объёмно-пространственной композиции здания служит основной объём в виде бесстолпного четверика с примыкающей к нему обширной, полуциркульной в плане, апсидой. Четверик увенчан глухим восьмигранником, несущий высокий шатер. К западу к основному объекту примыкает квадратная в плане трапезная, ввключившая в свой объём нижнюю часть двухъярусной шатровой колокольни, состоящей из двух четвериков (нижний ярус двухэтажный). Завершает композицию здания невысокий, прямоугольный в плане, узкий притвор. Под трапезной частью имеется отопительный подвал, крытый вход в который осуществляется с её северо-восточного угла.

С открытием храма Знамения Божией Матери в селе Аннино возобновилась церковная жизнь на приходе. С первых богослужений настоятелем храма была введена практика открытых бесед на богословские темы, которые проводятся в виде диспутов, докладов или собеседований два - три раза в месяц и имеют в жизни прихожан важное значение.

Налажены регулярные паломнические поездки по святым местам, как Подмосковья, так и по дальним маршрутам. Раз в квартал происходит обмен опытом со звонарями других приходов и монастырей, ведутся занятия, на которых собираются желающие получить начальные знания по звонарному мастерству.

Особое значение в жизни прихода имеет добротворительность: прихожане храма собирают вещи, которые потом отправляют в детские дома, летние лагеря отдыха и нуждающимся малоимущим семьям.