с. Васильевское. Воскресенская церковь

Первое летописное слово о Васильевском. Рузский удельный князь Иван Борисович в жалованной грамоте отписал сёла: Васильевское, Каринское, Богородицкое, Неверово - Московскому Симонову монастырю. В документах XVI в. село Васильевское упоминается как дворцовое село, принадлежащее царскому роду.

Кирпичная церковь Воскресения Христова (Воскресения Словущего) была построена в 1705 году на средства сподвижника Петра I думного дьяка Е.И. Украинцева. Была обнесена сохранившейся кирпичной оградой.  В 1860-х годах (по другим данным, по проекту 1902 года) пристроена трапезная с престолами в честь Владимирской иконы Божией Матери (южным) и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого (северным). Село Васильевское было родовым имением И.Я. Яковлева, отца А.И. Герцена. В еле писатель и публицист провел детство и юношеские годы.

Объемно-пространственная композиция памятника в стиле московское барокко складывается из собственно храма типа «восьмерик на четверике», трёхчастной алтарной апсиды и двустолпной прямоугольной трапезной со слегка скруглёнными восточными стенами алтарей приделов. С запада композиция замыкалась колокольней, от которой остался фрагмент восточной стены, включённый в состав западного фасада трапезной и остатки основания других стен.

1498г.

Первое летописное слово о Васильевском. Рузский удельный князь Иван Борисович в жалованной грамоте отписал сёла: Васильевское, Каринское, Богородицкое, Неверово - Московскому Симонову монастырю.

В документах XVI в. село Васильевское упоминается как дворцовое село, принадлежащее царскому роду.

1619 г.

Васильевское находится в "вотчине" за атаманами: "Нагаем Ивановым, сыном Тобыльцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завьяловым, Иваном Костровым, да Федором Семеновым сыном Кочетом".

Итак, дворцовое село перешло в вотчинное владение пяти казацких атаманов. В селе тогда было четыре двора вотчинников (атаманов) и четырнадцать крестьянских дворов, в которых мужчин в совершенных летах насчитывалось девятнадцать человек. Воскресенская церковь (деревянная) к тому времени уже была построена, но кем и когда неизвестно.

1626 - 1673 гг.

Село Васильевское принадлежало Ново-Спасскому монастырю. Можно предположить, что в те времена здесь был скит и жила братия. Предполагаемая жизнь братии в селе была связана с прежней церковью, вероятнее всего деревянной.

На период владения Ново-Спасским монастырём селом Васильевским падает время правления монастырём будущего Патриарха Никона. Архимандрит Никон был настоятелем монастыря в 1646-1649 гг.

1628 г.

В дореволюционном издании "Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII ст.", составленных Холмогоровыми В. и Г., в выпуске втором "Звенигородская десятина" сказано, следующее: "Первое сведение о Воскресенской церкви встречается в приходных книгах Патриаршего казенного приказа "жилых данных церквей" под Звенигородской десятиною за 136 (1628) год: "Церковь Воскресения Христова в селе Васильевском, дани 4 алтына с деньгою, наместнических 6 денег, заезда две деньги, в корм и Московской проезд гривна". Еще сказано, что Воскресенская церковь в приходных книгах Патриаршего казенного приказа писалась ежегодно под Звенигородскою десятиною.

1673 - 1676 гг.

Первым после монастыря помещиком в Васильевском стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев, владевший селом с 1673 по 1676 год. Видный государственный деятель, А.С. Матвеев в 1654 г. был в составе русской делегации на Переяславской раде, принявшей решение о воссоединении Украины с Россией. В 1656-1657 гг. он участвовал в русском посольстве в Польшу.

В 1669 г. А.С. Матвеев возглавил Малороссийский приказ, а с 1671 г. одновременно руководил и Посольским приказом, фактически возглавляя всю тогдашнюю русскую дипломатию.

По линии жены он был в родстве с Нарышкиными: это были старинные рязанские дворяне, происходившие от одного крымского выходца в XV ст.

В конце 1669 года царь Алексей Михайлович возымел намерение вступить во второй брак. Выбор его остановился на Нарышкиной, и 23 января 1671 года Алексей Михайлович сочетался с Наталией.

Царь Алексей Михайлович называл Матвеева не иначе, как "другом", писал к нему такого рода письма: "Приезжай скорей, дети мои и я без тебя осиротели. За детьми присмотреть некому, а мне посоветоваться без тебя не с кем".

Матвеев вёл себя с необыкновенным благоразумием. Хотя он официально управлял и Посольским и Малороссийским приказами, однако носил только звание думного дворянина.

Смерть Царя повлекла за собой падение Матвеева. Обвинённый в чернокнижии и злых умыслах на жизнь Царя Феодора, Матвеев был сослан со всею семьёю в Пустозерск (на Печору, в район современного Нарьян-Мара); сёла его были конфискованы. В 1680 г. его перевели в Мезень, а в январе 1682 года, благодаря заступничеству царской невесты Марфы Матвеевны Апраксиной, крестницы Матвеева, - в Лух. Смерть Царя Феод

ора и избрание на престол Петра ( 27 апреля 1682 г.) передали власть в руки Нарышкиных. Первым делом нового правительства был вызов Матвеева и возвращение ему прежних почестей. Матвеев приехал в Москву вечером 11 мая 1682 г., а 15 мая разыгрался стрелецкий бунт, одною из первых жертв которого пал Матвеев.

В Васильевском провёл своё детство сын Артамона Сергеевича Матвеева Андрей, ставший впоследствии ближайшим сотрудником Петра I. Он получил титул графа, являлся послом в ряде европейских государств, сенатором, президентом юстиц-коллегии. В последние годы жизни он составил описание стрелецкого бунта, свидетелем которого был и чудом остался жив.

1681 г.

В 1681 году, когда А.С. Матвеев ещё находился в ссылке, Царь Феодор Алексеевич подарил село Васильевское своему родственнику - думному дьяку, боярину Семёну Ивановичу Заборовскому.

В 60-70-е годы XVII в. С.И. Заборовский заведовал Разрядным и Монастырским приказами. Его племянница, Агафия Семёновна Грушецкая, была Царицей - женой Царя Феодора Алексеевича. Рассказывают, что, идя однажды в крестном ходу, Феодор Алексеевич увидал девушку, которая ему очень понравилась; он поручил Языкову справиться о ней, и тот донёс, что это Агафия Семёновна Грушецкая, живёт у родной тётки, жены думного дьяка Заборовского, и дьяку дано знать, чтоб не выдавал племянницы впредь до указа. Царь женился на Грушецкой в июле 1680 года. Царица Агафия умерла родами 14 июля 1681 года, а через шесть дней умер и новорождённый Царевич Илья.

Вдова С.И. Заборовского, Феодора Степановна, продала Васильевское за 6000 рублей крупному политику и дипломату своего времени, богатому и влиятельному человеку - Е.И. Украинцеву.

1690 - 1708 гг.

Емельян Игнатьевич Украинцев владел селом с 1690 по 1708 год. Свою карьеру в Посольском приказе он начал в 1665 году под покровительством А.С. Матвеева. Когда Матвеев подвергся опале, Украинцев сумел сохранить свою должность и даже в 1681 г. получил звание думного дьяка. Во времена Царевны Софьи Украинцев смог заручиться доверием её фаворита - князя В.В. Голицына и, уступив ему формальное руководство Посольским приказом, фактически заведовал всеми делами. После падения Софьи и Голицына Украинцев переметнулся в другой лагерь и оставался главой приказа ещё около 10 лет.

26 февраля 1693 г. Е.И. Украинцев получил жалованную грамоту, по которой Васильевское превращалось из поместья в вотчину:"...за его многие к Великим Государям службы и за крымские два походы, из ево поместья в вотчину село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми угодьи и со крестьяны, и та вотчина ему, думному дьяку Украинцеву и ево детям и внучатам и правнучатам в роды их неподвижно".

По переписи 1705 г. в селе стоял двор вотчинника, скотный двор (с обслугой в 3 человека), а всего в вотчине (Васильевское, Агафоново, Мышкино) находилось 57 дворов и жило 198 крестьян.

В 1705 году Е.И. Украинцевым была построена каменная церковь Обновления Храма Воскресения Христова (Воскресения словущего). В церкви служили: священник Захарий Иванов (он же был в 1715 г.), дьячек Иван Минин, пономарь Иван Давыдов.

1708 - 1734 гг.

После смерти Е.И. Украинцева Пётр I отобрал Васильевское у его наследников и подарил село Гавриилу Ивановичу Головкину, сделав собственноручную запись: "11 ноября 1708 г. ... Пожаловали Мы господину Головкину после умершего дьяка Украинцева в Звенигородском уезде с. Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми принадлежностями. Пётр".

Граф Головкин - первый в России государственный канцлер, был троюродным братом Царицы Наталии Кирилловны, матери Петра I. Граф сопутствовал Государю с самых его юных лет во многих путешествиях и военных походах, неизменно входил в его ближайшую свиту. Вместе с Царём он работал на верфях в Сардаме.

Когда в 1717 году утверждались коллегии, то канцлер Головкин (названный канцлером на Полтавском поле в 1709 году сразу после победы над шведами) был назначен президентом коллегии иностранных дел. После заключения Ништадтского мира (1721 г.) он от имени Сената обратился к Петру I с просьбой принять титул "Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского". После смерти Г.И. Головкина в 1734 году его имение было разделено между сыновьями - Иваном и Михаилом, при этом Васильевское вместе с Троицким досталось Михаилу. Иван получил Михайловское.

1734 - 1741 гг.

Михаил Гаврилович Головкин (родился 1705 г.) в 1712 г. отправлен был Петром I учиться за границу, в 1722 г. назначен послом в Берлин. Вместе с отцом выступил в 1730 году в поддержку Анны Иоанновны. С 1730 г. М.Г. Головкин сенатор, а с 1731 г. - главный директор Канцелярии монетного правления и денежных дворов. Однако, не будучи назначен кабинет-министром, М.Г. Головкин счёл себя обиженным и устранился от государственных дел на всё время правления Анны Иоанновны.

После смерти Анны Иоанновны он выступал против Э.И. Бирона, но прямого участия в его свержении не принимал, сказавшись больным. В правление Анны Леопольдовны пользовался большим влиянием. В 1740-41 гг. М.Г. Головкин стал кабинет-министром и вице-канцлером внутренних дел ( такого звания до того не было) и вместе с князем А.М. Черкасским руководил внутренними делами государства. Он первый посоветовал правительнице объявить себя Императрицей, но осуществлению этого плана помешал дворцовый переворот, произведённый Елизаветой Петровной в ночь с 24 на 25 декабря 1741 г. В ту же ночь М.Г. Головкин был арестован. Преданный суду как государственный преступник, он был приговорён Сенатом к смертной казни. Однако Елизавета Петровна, давшая Господу Богу перед восшествием на престол обет никого не казнить в своё царствование, заменила смертную казнь высылкой в Якутию. После ареста М.Г. Головкина все его имения были отписаны на Императрицу.

1764 г.

Село принадлежало генерал-майору и члену Государственной коллегии Михаилу Яковлеву, при котором был сделан и освящён новый придел в Воскресенском храме - во "имя Владимирския Пресвятыя Богородицы".

В фонде Московской духовной консистории в деле "По прошению генерал-майора и военной коллегии члена Михаила Яковлева о построении в вотчине его в Звенигородском уезде в селе Васильевском при церкви Обновления Храма Воскресения Христова вновь придела" (ф. 203, оп. 755, д. 145) хранится "доношение" генерал-майора и государственной коллегии члена Яковлева члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 г., в котором он пишет: "...в Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова при которой церкви имеется два священника а служба Божия совершается в оной церкви одна в зимнее время за неимением теплой церкви как священники так и приходские люди претерпевают немалую тягость а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу ... дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирския Богородицы." Дальше идет переписка о том, достаточны ли размеры трапезной для того, чтобы устроить придел. В доношении Звенигородского духовного правления в Московскую духовную консисторию от 18 сентября 1764 г. говорится, что в селе Васильевском "... в трапезе вновь теплый придел во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы ... построен и церковным боголепием и прочими всеми потребностями удовольствован и ни в чем недостатка нет и ко освящению имеется в готовности".

1767 - 1822 гг.

Селом владела полковница Мария Петровна Яковлева. Она передала его трём братьям Яковлевым: Александру Алексеевичу (камергер, в 1803 г. занимал пост обер-прокурора Синода - судя по воспоминаниям А.И. Герцена, человек весьма далёкий от православия), Льву Алексеевичу (дипломат, сенатор), Ивану Алексеевичу (гвардии капитан), которые совместно владели селом до 1822 года (о братьях Яковлевых см. книгу А.И. Герцена "Былое и думы").

1812 г.

Во время нашествия Наполеона, село Васильевское оказалось на территории, занятой неприятелем. Церковь во время нашествия неприятельского была разграблена.

1813г.

Церковь исправлена и 16 января освящен главный алтарь (настоящая), а придел не освящен "в связи со скудостью в утвари".

1822 г.

После раздела имущества, состоявшегося в 1822 году, село Васильевское отошло И.А. Яковлеву - отцу Александра Ивановича Герцена. А.И. Герцен в автобиографическом сочинении "Былое и думы" предстаёт перед нами сознательным врагом Царя и Церкви. Вся его жизнь была положена на борьбу с русским самодержавием. В Васильевском он провёл детство и юность. Кроме Васильевского, И.А. Яковлев владел в этих местах селом Покровское и деревней Раево.

1835 г.

И.А. Яковлев продаёт Васильевское своему племяннику Николаю Павловичу Голохвастову, прокутившему впоследствии огромное состояние, который владел селом до 1845 года. Брат Н.П. Голохвастова - Дмитрий Павлович, был попечителем Московского учебного округа в 1847 - 1848 годах. Им был издан такой известный памятник русской истории, как "Домострой".

1845 г.

Село Васильевское продано князю Николаю Григорьевичу Щербатову - генерал-майору кавалерии, герою Бородинского сражения. После смерти князя, последовавшей в том же году, село перешло по наследству его дочери Марии Николаевне, вышедшей замуж за А.Б. Черкасского.

1850 г.

Сообщение клировой ведомости: "Церковь каменная с таковою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Обновления Храма Воскресения Христова, в пределе теплом во имя Владимирския Божия Матери. Утварию посредственна. Причта издавна положено два священника, один дьякон и четыре причетника и в 1814 г. один священник и два причетника убавлены. Земли при сей церкви усадебной одна десятина, пахотной и сенокосной тридцать две десятины. На содержание священно-церковнослужителей постоянного оклада нет, содержание их скудно. Здания, принадлежащие сей церкви - богадельня устроена когда и кем и на сколько человек неизвестно."

1852 г.

М. Н. Черкасская продала имение действительному статскому советнику Николаю Петровичу Римскому-Корсакову, по смерти которого село унаследовала его внучка Ольга Александровна Букс-Гевден (урождённая Вяземская).

1860 г.

Село покупает графиня Александра Сергеевна Панина (урождённая Толстая), вдова действительного статского советника графа Александра Никитича Панина, внука Петра Ивановича Панина.

После обнародования Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян, вдова А.Н. Панина - Александра Сергеевна - начала деятельность по раскрепощению крестьян села Васильевского.

По наследству имение Васильевское перешло дочери Александра Никитича и Александры Сергеевны Паниных - Софье Александровне, бывшей замужем за князем Григорием Алексеевичем Щербатовым.

Григорий Алексеевич Щербатов (1819-1881), выпускник юридического ф-та С.-Петербургского университета, возглавлял Цензурный комитет, являлся куратором Санкт-Петербургского университета, председателем Агрономического общества. В 1854 - 1855 гг. Г.А. Щербатов участвовал в обороне Севастополя в составе ополчения.

Супруга Г.А. Щербатова - Софья Александровна, урождённая Панина, - занималась в основном благотворительной деятельностью. Во время их владения имением Васильевским была поновлена церковь Воскресения словущего.

1877 г.

Князья Щербатовы передали село Васильевское сыну - Александру Григорьевичу, человеку, посвятившему всю свою жизнь деятельному служению Вере, Царю и Отечеству.

1887 г.

Метрика церкви, хранящаяся в фонде Московского археологического общества.

Составлена в 1887 г.:

Церковь находится в селе Васильевском на ровном месте при Москве-реке. Одноэтажная. Алтарь в настоящей с тремя полукружиями и граней нет. Церковь с трапезою в длину 40 арш. (28,448 м.), в ширину 15 арш .( 10,668 м.), а в вышину 15 саж. (32 м.) Вся построена из кирпича, а фундамент из белого камня. Стены выложены сплошною кладкою и залиты известью. Кирпич толстый около 17 фун. Стены находятся в первобытном виде и пристроек нет. Связи железные. Наружные стены гладкие. Карнизы кирпичные в виде поясов. На церкви кровля круглая из железа, выкрашена медянкою. Фонарь на сводах глухой цельный, без всяких украшений. На фонаре вверху есть поясок. Шея гладкая. На церкви глава маковицею, покрыта белой жестью в 1886 г. Кресты на главах медные, вызолочены, 6-ти конечные, без цепей. Окна узкие, продолговатые к верху сведены полукругом. В алтаре три окна с восточной стороны в пять светов. Двери три: южная, северная и входная дверь железная, а южная и северная деревянные, обиты снаружи железом и окрашены медянкою. Петли на дверях простые. Вход на паперть устроен с 3-х сторон. Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя пролетами, двери царские и двое боковых. Придел в настоящей один. Трапеза устроена в виде палаты и в ней пристроены два алтаря в позднейшее время. Своды круглые без опоры на столбах. Пол в настоящей церкви лещадной, а в трапезе плитяной. Алтарь без разделения. Своды в алтаре круглые. Голосников нет. Помост в алтаре возвышен на одну ступень против храма. Переделок в алтаре не было. Престол деревянный, простой, без ступеней. Ширина и длина престола 5 четвертей (88,9 см), а вышина 5 четвертей и 3 вершка (102 см.). Престол ничем не обложен. Горнее место устроено на открытом месте. Жертвенник устроен в одном среднем предалтарии с престолом, поставлен на открытом месте. Деревянный: ширина и длина 1 арш с 1 верш. (75 см.), а вышина 5 четвертей 2 верш (98 см.). Иконостас нового устройства с колоннами, деревянный без резьбы в два яруса. Царские двери резные посередине, а другие гладкие наложенною выложенною резьбою. Около царских дверей поставлены по обеим сторонам 2 столба, а внизу и вверху поставлены над столбами тумбочки разукрашенные резьбою с позолотою. Над царскими дверями сделано сияние с голубем. Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея каменная. от пола храма значится на 1 четв. (17,78 см.) и отделена решеткою. Амвон каменный окружен решеткою. Клиросы устроены деревянные, за клиросами сходы как за правым, так и за левым поставлены две иконы устроенные в иконостасах. За правым клиросом во имя Святителя Николая Чудотворца, а за левым во имя Казанския Божия Матери и обложенные серебряными накладками. Колокольня кирпичная построена в 1705 г. думным дьяком Украинцевым. Колоколов пять: большой колокол 62 пуда вылит в Москве на заводе купчихи Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой 1862 года марта 22 дня, а других надписей нет.

1902 г.

Расширение приделов и устройство центрального отопления.

1908 г.

В Васильевском было сильное наводнение.

В селе Васильевском князья Щербатовы открыли школу, устроили лечебницу с родильным отделением, материально поддерживали духовенство, восстановили храм Воскресения Словущего после наводнения, случившегося в 1908 году, оказывали помощь крестьянам, престарелым поселянам выдавалась пенсия. Для сельских детишек княгиня Ольга Александровна специально построила детский клуб, где на Рождество устраивалась ёлка.

Князь Александр Григорьевич Щербатов был очень чутким, добрым, милосердным человеком. Княжескую семью и крестьян сближало то, что все они были прихожанами одного храма и жили общей церковной жизнью. Крестьяне хорошо знали князя и избрали его церковным старостой. Кн. Александр Григорьевич был церковным старостой на протяжении многих лет, до самой смерти.

1914 г.

С началом Первой мировой войны кн. А.Г.Щербатов становится одним из учредителей "Российского союза торговли и промышленности", призванного содействовать мобилизации экономических ресурсов для нужд войны, а затем и первым Председателем Союза. В это время он был назначен начальником эвакуации раненных по Александровской железной дороге - главному пути, соединявшему Армию с Москвой.

На свои средства кн. Александр Григорьевич и кн. Ольга Александровна Щербатовы организовали санитарный поезд, состоявший из 20 вагонов (поезд N67). Только за 9 месяцев, с сентября 1914 г, на поезде было перевезено 30 тысяч раненых. Княгиня Ольга Александровна лично руководила поездом. Ближайшими её сотрудниками в санитарном поезде были её дочь кн. Елена Александровна и младший сын кн. Георгий Александрович, которым приходилось испытывать и неприятельский обстрел. В имении Щербатовых - Васильевском, была устроена больница для раненых; организовывались приюты, где размещались дети-сироты защитников Родины; один из приютов был в Васильевском (приюты просуществовали до 1917 года); также был создан реабилитационный центр, где бойцы, получившие увечье, приобретали специальность, позволявшую зарабатывать на жизнь.

1915 г.

5 апреля 1915 года в Петрограде скончался в возрасте 33 лет старший сын кн. Александра Григорьевича - князь Александр Александрович Щербатов. Князь Александр Григорьевич успел приехать и застать сына ещё живым.

По кончине сына, оставив тело в домашней церкви графов Строгановых, князь отправился в Польшу, в действующую армию, чтобы сообщить супруге печальную весть, но дорогой простудился, началось крупозное воспаление лёгких, и князь Александр Григорьевич скончался 24 апреля в Варшаве, на 65 году жизни, в 20-й день смерти сына. Отец и сын, которые горячо любили друг друга, умерли почти одновременно…

3 мая в с. Васильевском с большой торжественностью состоялись похороны князя А. Г. Щербатова.

На панихиде присутствовало около 300 человек крестьян из окрестных деревень - смерть князя была для них трагедией. Они молились за своего благодетеля и попечителя. Надпись на венке, преподнесенном крестьянами села гласила: "от признательных крестьян села Васильевского дорогому нашему благодетелю - другу крестьян". В знак уважения, любви к князю крестьяне села Васильевского избрали младшего сына князя, Георгия, ктитором (старостой) церкви.

1917 г.

После февральской революции село Васильевское, как и вся страна, оказалось брошено на произвол судьбы. Формально советская власть была установлена в Васильевском после 28 декабря 1917 года, когда стали образовываться волостные советы рабочих и крестьянских депутатов.

1921 г.

Невзирая на притеснения со стороны государства, в церкви служил всё тот же батюшка о.Павлин Смирнов. Праздновали православные праздники. Освящали посевы, скот. Ходили крестным ходом.

1940 г.

Решением исполнительного комитета московского областного совета депутатов трудящихся от 20 июля 1940 года №1036/7 храм Воскресения словущего закрыли - однажды к нему подъехали крытые машины зелёного цвета. Всю драгоценную утварь, иконы и колокола погрузили и увезли неизвестно куда, а в храме Воскресения словущего организовали токарное производство.

1941 - 1942 гг.

Немцы в село Васильевское не вошли, а остановились в дальнем лесу за кладбищем - ещё долго после войны здесь находили оружие и боеприпасы. Советская линия обороны шла вдоль липовых аллей - до сих пор там сохранились остатки окопов. Перед приходом немцев по приказу советского командования село было сожжено, а каменные дома взорваны - жителям давали 20 минут на сборы. Такие действия были оправданы с точки зрения обороны правого берега Москва-реки. Колокольня церкви Воскресения Словущего также была взорвана; при этом пострадала трапезная.

После войны в храме устроили ледник - весной рубили лёд на реке и складывали в подвале, покрывали соломой, и всё лето использовали для хранения молока.

1977 - 1980 гг.

В Васильевском снимался фильм "Эскадрон гусар летучих" - режиссеры-постановщики С. Степанов и Н. Хубов, главный оператор М. Якович, киностудия детских и юношеский фильмов им. Горького. Это явилось новым этапом разрушения храма. Была поломана кирпичная ограда; часть надгробий церковного кладбища выбросили наружу. Сам храм частично пострадал от пребывания съёмочной группы. Трижды производились взрывы, от которых сыпались стёкла с веранд ближайших домов; были уничтожены старинные липы, росшие вдоль церковной ограды, разведён огромный костёр (для съёмок), при этом сгорела маковка. На церковном кладбище устроили конюшню.

Вскоре после съёмок фильма неизвестные люди под видом реставрационных работ сняли с храма Воскресения железную крышу и увезли на грузовике.

Как печальный символ безбожья простоял храм до конца века…

 

1991 г.

Храм возвращён верующим. Назначен настоятель - священник Павел Карташев.

1992 г.

Началось регулярное служение молебнов в храме.

1995 г.

Засыпана воронка в трапезной и начата расчистка сводов от растительности. Храм обнесен оградой.

1998 - 1999 гг.

Укреплён фундамент алтаря, выполнены кровли главки и восьмерика. Вставлены решётки в окна.

2000 г.

Установлен крест на храме. Покрашен восьмерик.

Назначен новый настоятель - священник Игорь Шумилов.(О. Павел Карташев, настоятель Пантелеимоновской церкви в пос. сан. им. Герцена был настоятелем по совместительству).

2001 - 2002 гг.

Отреставрирован главный алтарь. Были выполнены каменные работы: вычинка цоколя и стен, инъекция трещин, восстановление каменных карнизов и колонн, выложен кирпичный свод и изготовлена кровля. К концу 2002 г. восстановлены своды остальных двух алтарей.

2002 г.

В были отслужены первые две Литургии, на Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября н.ст.) и на престольный праздник - Воскресение словущее (26 сентября н.ст.).

2003 г.

Изготовлены деревянный пол в храме и временный иконостас. С Пасхи начались регулярные службы в храме - Литургии, молебны и требы. Начата реставрация трапезной части храма. К престольному празднику в сентябре поставлена деревянная звонница с колоколами. Изготовлена кровля над западным сводом и алтарями приделов. Укреплены (проинъектированы) подпружные арки трапезной части храма.

2004 г.

В храме установлена печь "буллерьян" и электрические батареи. Сделана внутренняя электрическая разводка. Вставлены окна в главный алтарь и приделы. Закончена реставрация порталов четверика, завершается вычинка стен трапезной. Осенью храм "вырос" почти на полтора метра, были откопаны стены до фундамента.

2005 г.

Обнесена оградой церковная земля. Побелены главный алтарь, четверик и трапезная. Изготовлены окна для восьмерика и четверика. Очищены и покрыты лаком полы.

2006 г.

Звонница перестроена, перенесена и поставлена отдельно от храма. Начато восстановление церковного дома у юго-западного угла церковной ограды. Трапезная перекрыта временной кровлей.

2007 г.

Закончена вычинка стен трапезной части храма. Продолжается восстановление церковного дома. При храме создается библиотека, видеотека, аудиотека.