Марфа Ивановна Иванова

1867 – 1937, схимонахиня

Преподобномученица Михаила (в миру Марфа Ивановна Иванова) родилась в 1867 году в деревне Иванино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В юности она поступила в Казанский Головинский монастырь, основанный при селе Головино в 1876 году московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым. В начале ХХ века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом, она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим селам или переехать в Москву.

Конституция 1936 г. объявляла о свободе совести, между тем как подавляющее большинство верующих подлежало уничтожению. Очевидцы этих гонений говорят о том, что в эти годы любая бабушка, посещавшая храм, бралась на заметку органами ОГПУ для последующих репрессий. Но особенно страшны были для богоборцев-безбожников монастыри и монашествующие. Известны случаи, когда насельники монастырей живьем закапывались в землю. Монахи терпели страшные издевательства и пытки, но не отрекались ни от Бога, ни от своих монашеских обетов. В этих условиях монашествующие, оставшиеся в живых после закрытия монастыря, не оставляли своего монашеского подвига, а продолжали монашествовать в миру, тайно, не оставляя монашеских обетов безбрачия, нестяжания и послушания. Они собирались на частных квартирах, где совершались тайные богослужения и тайные постриги.

В то время духовным отцом Марфы, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов), который после закрытия монастырей поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области. В начале тридцатых годов он постриг Марфу Ивановну в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни и стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре стала известна своей праведной жизнью.

Схимонахиня Михаила была арестована 26 августа 1937 года при наступлении наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь и через несколько дней допрошена.
– На какие средства вы существуете? – спросил ее следователь.
– Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино.
Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила:
– До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я в зависимости от их подготовленности давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг.
– Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
– Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую.
– Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
– Ко мне приходили за советами, молитвами у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что Советская власть на религию ведет гонение и народ арестовывают безвинно и высылают; также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что Советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье.
– Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете?
– Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были.

Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле: «Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; ее квартира, по существу, представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам».

Каждый из присутствовавших на тайных богослужениях и постригах понимал, что их ждет, но, подобно первым христианам, новомученики бесстрашно взирали в лицо смерти, подлинно зная о бессмертии человеческой души и об ожидавшей их небесной награде. Все эти люди были репрессированы.

Схимонахиню Михаилу обвинили в приеме на своей квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире. 8 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила схимонахиню Михаилу к расстрелу. Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

31 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. Память 28 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Библиография

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-76575, т. 1
Православные Русские обители. - СПб., б. г.  - С. 345-346.
Справочник по административно-территориальному делению Московской губернии (1917-1929 гг.). М., 1980.

Литература

  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. - М.: «Зачатьевский монастырь», 1997. - С.136.
  • Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. – С. 19.
  • Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. - Тверь, 2005 - Стр. 109-112.

 

Использованные материалы
БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...AU*
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. - Тверь, 2005 - Стр. 109-112. http://www.fond.ru/userfiles/person/957/1295777046.pdf
Сайт Рузского благочиния http://orthodox-ruza.narod.ru/mihaila.htm