Алексей Александрович Веселовский

1873 – 1937, протоиерей

Священномученик Алексий родился 15 февраля в 1873 года в селе Губино Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Веселовского. В 1887 году окончил Перервинское Духовное училище, в 1894 - Вифанскую Духовную семинарию и работал учителем народной школы. В 1908 году Алексей Александрович был рукоположен во священника к Введенскому храму в селе Клементьево Рузского уезда Московской губернии, где прослужил до 1911 года. Затем в течение 26 лет, с 1911 по 1937 год, отец Алексий служил в храме Рождества Богородицы в селе Старая Руза Рузского района Московской области.

Твердая вера и ревностность отца Алексия вызывали преследования со стороны властей. В двадцатые годы священника лишили избирательных прав, его хозяйство было реквизировано, а в 1930 году отец Алексий был арестован и выслан из Рузского района. Подробности первого ареста неизвестны. Через два года он вернулся в Старую Рузу и продолжил пастырское служение на прежнем месте. Уже к моменту первого ареста священник остался один - его жена умерла, а трое детей выросли, обзавелись собственными семьями и жили отдельно. Сын работал в поселке Тучково, дочери - в Москве. Отец Алексий полностью посвятил себя служению Церкви. Несмотря на угрозу новых репрессий и слабеющее здоровье, он продолжал проповедь Христа, но  подробности его духовной жизни неизвестны. В таких случаях составители жития новомученика анализируют высказывания гонителей, пытаясь по протоколам допросов (мученическим актам) по крупицам восстановить духовный облик пастыря-исповедника.

При втором аресте (29 ноября 1937 г.) в характеристике, выданной в органы НКВД, председатель сельсовета пишет: «Веселовский Алексей Александрович является служителем культа, как до Революции, так и после Революции, до настоящего времени является священником». Иными словами, в вину о. Алексию вменялось, что он не отрекся от Бога и не сложил с себя священный сан.

В обвинительном заключении говорится, что «Веселовский А.А. проводил среди колхозников контрреволюционную агитацию, направленную на срыв всех мероприятий партии и Советского правительства». Какие же мероприятия партии и правительства мог сорвать один единственный священник? Только мероприятия по борьбе с религией, а такие мероприятия были действительно наиглавнейшими в политике богоборческой власти. Верующие люди, священнослужители и миряне, уже одним фактом своего существования вызывали чувство страшной ненависти у тех, кто смыслом своей жизни поставил разрушение, кто через потоки крови шел к «религии будущего». И об этом, видимо, говорил в своих проповедях о. Алексий: «Весь мир покрылся сетью паутины, скоро наступит свету конец… На землю спустился антихрист, скоро будет ставить печати всем, кто служит богоборческой власти…»

Пастырь-подвижник не мог не видеть того, как крестьян, некогда самую благочестивую часть народа, насильственно затаскивают в колхозы, отлучая тем самым от церковных богослужений, заставляя работать в воскресенья и праздники и полностью контролируя их личную жизнь. В протоколах допросов слова о. Алексия, что «работать в праздники – грех» рассматриваются как контрреволюционная агитация. Равно как и следующие слова: «Что вы работаете в колхозе, все равно ничего не заработаете, а что заработаете, у вас государство отберет, совсем Советская власть мужика обобрала, так стало нечем жить… Вот вы работаете в колхозе, вас и в церковь не пускают, а были бы не в колхозе, вам никто бы не запретил ходить в церковь». О. Алексий ясно видел, что идет целенаправленное духовное разложение крестьянства, и в этой ситуации не мог молчать – «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10,11).

11 декабря 1937 года протоиерей Алексий Веселовский принял мученическую кончину – был расстрелян на полигоне в Бутово.

 

Источники

Дело N У-19574 ГАРФ, сбор материала – свящ. Вячеслав Осипов