пос. Кожино Воскресенская церковь

В 1646 г. это вотчина Ивана Маркова сына Поздеева, при нём построена старая, деревянная церковь Воскресения Христова, и тогда с. Кожино названо Воскресенским. Оно затем осталось за вдовой Марфой Поздеевой с детьми Петром и Борисом. В 1682 г. село принадлежало боярину Григорию Никифоровичу Собакину, после его смерти перешло к его сыну, стольнику Михаилу, и продано им Ивану Максимовичу Языкову. К его сыну, окольничему Семёну Ивановичу, село перешло в 1699 г., затем, в 1701 г. к вдове последнего Авдотье Ивановне. В 1715 г. селом владел стольник князь Пётр Алексеевич Кардадинов. В 1762 г. - князь Николай Сергеевич Долгоруков.

Дело "О постройке новой каменной церкви в селе Кожино Рузского уезда"

Л. 1. Прошение генерал-майора Александра Петровича Урусова архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от 2 сентября 1821 г., в котором он пишет, что в селе Кожине, Воскресенском тож, Рузского уезда, вотчине его супруги Марии Семеновны Урусовой, деревянная церковь Воскресения Словущего приходит в ветхость, и он, и его супруга желают выстроить новую каменную собственным их коштом, также во имя Воскресения Словущего, "и по выстройке старую деревянную сломать, а вещи, которые окажутся к употреблению еще годными перенесть в новую". 

Л. 9. В журнале Московской духовной консистории 7 октября 1821 г. записано: "учиня мнение о дозволении построить вместо деревянной ветхой церкви новую каменную, на что храмозданную грамоту изготовив, предложить к подписанию." 

Л. 10 Место для каменной церкви было выбрано на берегу Москвы-реки с правой стороны близ деревянной церкви, на восточной ее стороне. Но не обошлось без искушений. Дело в том, что ранее это село принадлежало коллежскому советнику князю Петру Алексеевичу Хованскому, от которого перешло по купчей в 1820 г. генерал-лейтенанту Евгению Ивановичу Маркову, а последний продал село в 1821 г. князю Урусову, который купил его на имя своей жены. Князь Хованский также хотел выстроить каменную церковь и даже около 12 лет назад приступил к строительству. Был заложен фундамент и начато возведение стен, но, по каким-то причинам, дальнейшие работы прекращены. Наверное кто-то не разобрался в происходящем, скорее всего приходские крестьяне окрестных деревень, принадлежавших по-прежнему П.А.Хованскому. Не знали они о то, что новый хозяин села Воскресенского получил разрешение на строительство церкви на другом месте. В деле сохранилось прошение приходских крестьян князю Хованскому в котором они пишут, что Урусов "...заложенную вновь каменную церковь до основания разломал и бывшей белый камень и кирпич перевозил к старой деревянной церкви... и кирпич роздал своим крестьянам на кладку шести печей..." (л.19) Князь Хованский в свою очередь написал прошение на имя архиепископа Филарета, котором пересказал то, о чем ему написали крестьяне, прибавив собственные опасения: "...как я уведомлен, что он князь Урусов намерен в оном селе для приезду своего построить дом, то сумневаюсь дабы он белый церковный камень не употребил для фундамента своего дома". (л.17-18) По прошению князя Хованского было произведено расследование и отобраны показания у священно-церковнослужителей и старосты, по которым оказалось, что заложенная ранее (около 12 лет назад) церковь действительно разобрана и некоторое количество кирпича роздано крестьянам для кладки 7 печей, а белый камень для домашних надобностей употреблен не был и стоит в целости. В разъяснениях, данных по этому вопросу А.П.Урусовым видна сильная обида на князя Хованского, о прошении которого он пишет, что оно "не только не согласно с здравым рассудком, но дерзкое, во многом не справедливое" , что церковь была заложена Хованским " в отдаленности от жилья на поле ... еще до нашествия в Москву неприятеля, чему уже более 12 лет, которая стояла без всякого присмотра, в небрежении ... и много белого камня растаскано, а кирпичные начатые стены стояли столько лет без покрыши и от снегов и дождей так повредились, что оказалось при разобрании мной оной начатой церкви, по осмотре архитектора, не только тот старый кирпич годным для построения новой церкви в стены, но даже и в бут не годится, и по тому я и роздал из сего не годного, отобранного с верхов, тысячи три кирпича всего на 4, а не на 7 печей. Церковь же я разобрал с позволения его Высокопреосвященства, от коего имею на построение новой храмозданную грамоту. И построил и учредил на мой кошт кирпичный завод. И много камня растаскано было неизвестно кем и было там только два ряда того белого камня, который теперь до одного весь в целости и хранится для фундамента под новую церковь. (лл. 28-29).

В итоговом, как бы сейчас сказали, докладе Московской Духовной консистории архиепископу Филарету излагаются результаты расследования и "консистория полагает мнение, чтобы весь старый церковный материал непременно был употреблен на строение новой церкви, а не на партикулярные какие строения". (лл. 32-33).

Клировые ведомости за 1916 г.

Протоиерей Михаил Аркадиевич Архангельский, сын священника, 53 лет, вдов. Родился в Московской губернии. Награжден набедренником 27 ноября 1895 г. Имеет медаль в память царствования Александра III. За отлично-ревностные труды по народному образованию награжден фиолетовой скуфьей 30 октября 1898 г. и камилавкой 6 мая 1903 г. За труды по епархиальному ведомству награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода 6 мая 1908 г. и орденом Св. Анны 3 степени 6 мая 1914 г. За заслуги по епархиальному ведомству награжден в сан протоиерея 22 мая 1916 г.

Обучался в Спасо-Вифанской духовной семинарии. По окончании курса с аттестатом 2 разряда был уволен в епархиальное ведомство 9 июня 1884 г. Определен на настоящее место во священника 12 октября 1884 г. Рукоположен 14 ноября 1884 г. Проходил должность наблюдателя преподавания Закона Божия при Николаевской школе Московского воспитательного дома с 1 сентября 1885 г. Состоял на такой же должности при Товарковской школе воспитательного дома с 1 сентября 1891 г. Состоит законоучителем в Кожинской земской школе с 1 сентября 1896 г. Утвержден законоучителем при Костинской земской школе с 16 августа 1908 г. Утвержден духовником 1 половины Алексинского благочиния 7 апреля 1905 г. Состоял духовным следователем с 1899 по 1905 г., от таковой должности за избранием в духовника отказался по прошению. Утвержден в должности благочинного 3 округа Рузского уезда 27 января 1909 г.

Дети: Екатерина (2 сентября 1885), фельдшерица, Антонин (19 октября 1886), прапорщик на военной службе, Зинаида (3 июня 1888), учительница в городском училище, Сергей(20 сентября 1890), учитель в мужской гимназии.

 

Псаломщик Алексей Николаевич Громов, сын псаломщика, 34 лет. Родился в Московской губернии. Обучался в Звенигородском духовном училище, выбыл из 3 класса. Определен во псаломщика к церкви Богородицерождественской села Савельева Рузского уезда 18 апреля 1903 г. Посвящен в стихарь 28 апреля 1904 г. Перемещен на ту же должность к церкви Михаило-Архангельской села Константинова Бронницкого уезда 18 ноября 1908 г. Перемещен на ту же должность к церкви Воскресенской села Кожина Рузского уезда 4 декабря 1910 г. 

Жена Ольга Николаевна 33 лет. Дети: Мария (2 февраля 1905 ), обучается в сельской школе, Александра (11 мая 1906), обучается в земской школе, Антонина (2 июня 1909), обучается в земской школе, Ольга (24 июня 1910), Евгений (12 февраля 1913). 

Староста с 19 июня 1915 г. Михаил Васильевич Абрамов, из крестьян. Окончил курс в сельской школе.

Просфорница вдова потомственного почетного гражданина Елизавета Григорьевна Краснопевцева, из духовного звания, 36 лет.

Клировые ведомости за 1902 г.

Староста крестьянин деревни Старо-Николаева Василий Абрамов ... Награжден большой серебряной медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.

Псаломщик Николай Павлович Громов, сын дьякона, 66 лет. По увольнении из высшего отделения Дмитровского духовного училища, определен в Новоспасский монастырь г. Москвы в послушника. Определен на настоящее место 3 октября 1860 г. В стихарь посвящен 12 мая 1861 г.

Жена Анна Васильевна 53 лет. Дети: Николай 40 лет и Петр 36 лет, проживают в Москве, Николай 27 лет, дьякон церкви Николо-Явленской на Арбате, Юлия 28 лет, Мария 24 лет, Константин 23 лет, псаломщик церкви Успенской села Александрова Подольского узда, Алексей 21 года, Анна 19 лет, Аркадий 16 лет, обучается в Лаврском духовном училище иконописания, Маргарита 15 лет, Михаил 13 лет, обучается во 2 классе Звенигородского духовного училища,

Сиротствующие:

Вдова священника Василия Андреевича Екатерина Никитична Черткова 74 лет. Дети ее Вера 44 лет, Ольга 35 лет, Юлия 28 лет проживают в Москве.

Заштатные:

Евдокия Ивановна Архангельская 57 лет, вдова псаломщика села Тесова Можайского уезда.

Клировые ведомости за 1850 г.

Священник Василий Иванович Кудрявцев 46 лет, с 16 марта 1827 г.

Дьякон Иоанн Иоаннович Колоколов 59 лет, с 17 сентября 1847 г.

Дьячок Александр Феоктистович Протопопов 37 лет, с 24 марта 1836 г.

Пономарское место предоставлено за учеником Звенигородского духовного училища Павлом Патакиным 10 июля 1848 г.

Клировые ведомости за 1846 г.

Дьякон Михаил Александрович Орловский 29 лет, с 11 февраля 1840 г.

Пономарь Иван Елтропиевич Патакин 33 лет, с 1833 г.

По состоянию на 24 марта 1789 года настоятелем церкви Воскресения Христова был женатый священник Григорий Стефанов – 31 года от рождения. Женатый диакон Самсон Стефанов – 38 лет, женатый дьячек Михаил Максимов – 21 года.

Прихожан в Воскресенской церкви к тому времени насчитывалось 1070 человек, из них 539 мужчин и 531 женщина.